Один из первых русских лётчиков,
популяризатор авиации в России. С юности увлекался многими видами спорта -
боксом, борьбой, плаванием, фехтованием и др., в каждом из которых
добивался успехов. Был чемпионом России и завоевал большой приз по
велоспорту на международных соревнованиях в Лиссабоне. Начиная с 1907 г.
совершил в Одессе, а затем над Сахарой несколько свободных полётов на
воздушном шаре. Занимался испытанием планеров. 15(28) марта 1910 г. совершил
свой первый полёт на самолёте в Одессе (через неделю после полёта М. Н.
Ефимова). В авг. 1910 г. испытывал самолёты на заводе «Дукс» (Москва). В
сентябре на первом всероссийском празднике воздухоплавания завоевал 2-й
приз за точность приземления. Построил самолёт-биплан по типу «Фармана»,
на котором совершил полёты над Одессой и морем. В 1910-11 г. первым
демонстрировал полёт самолёта во многих городах России и за рубежом.
Карьера знаменитого всей стране авиатора оборвалась после катастрофы, произошедшей в июле 1911 года. Во время перелета Петербург -
Москва из-за неполадок с пропеллером С. Уточкин был вынужден прекратить полёт.
При посадке самолёт врезался в крутой берег реки, авиатор получил серьёзные ранения - многочисленные переломы, тяжёлые
ушибы грудной клетки и головы. Во время лечения пристрастился к кокаину и морфию, которые использовались врачами для облегчения его мучений.
Подорванное здоровье, сделавшее невозможным его возвращение в авиацию, уход жены, отсутствие средств к существованию, пристрастие к наркотикам
привели к проявлению в 1913 г. психического заболевания, от которого он так и не смог до конца излечиться.
Скончался С.И. Уточкин в Петрограде 31 декабря 1915 г. (13.1.1916) в палате психиатрической больницы св. Николая Чудотворца, куда его доставили с острым
воспалением лёгких; похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (г. Санкт-Петербург).
Источники информации: Л. Алейников "Русский авиатор Уточкин". Одесса, 1911; Геннадий Черненко, журнал
"НЛО" ©36, 1999; Советская военная энциклопедия.