Русский живописец-портретист. До
1823 г. крепостной. Ранние работы отличаются интимностью образов, нежным, выдержанным в лёгкой
сероватой красочной гамме колоритом (этюды-портреты И. И. и Н. И.
Морковых и Н. И. Морковой (1813); портреты жены (1809) и сына
(1818)). В период расцвета (1820 - 1-я половина 1830-х гг.) прежнюю
интимность образов, иногда неопределённость форм, сменяют энергичная
и внимательная характеристика модели, скульптурная чёткость объёмов,
полнозвучие цвета; художник нередко обращается к широкой живописной
манере, эффектно пользуется цветными тенями (портреты П. А.
Булахова, 1823, К. Г. Равича, 1825,
А.С. Пушкина. В
портретах 1830-40-х гг. усиливаются жанровые черты, усложняется
композиция, повышается роль деталей, что позволяет Т. во многих
работах создать типические, острохарактерные образы современников
(портрет В. А. Зубовой, 1834). В ряде работ Т. в эти годы проявились
внешне романтические тенденции, в целом творчеству Т. не
свойственные (портрет К. П. Брюллова, 1836). Т. выполнил ряд
характерных этюдов-портретов украинских крестьян, создал тип
жанрового полупортретного, часто идеализированного и
сентиментального, но подкупающего искренностью и теплотой чувства
изображения человека из народа ("Кружевница", 1823). Самостоятельную художественную ценность имеют
подготовительные портретные рисунки Тропинина. Его творчество сыграло важную
роль в развитии демократического русского искусства 19 в. и, в
частности, в формировании художественных традиций Москвы. В Москве в
1969 открыт музей Тропинина и московских художников его времени (филиал
музея - Останкинский дворец-музей творчества крепостных в Москве).
© Г.В. Алексеева, Большая советская энциклопедия.
Скончался В.А. Тропинин 3(15) мая 1857 года, похоронен Москве, на Ваганьковском кладбище (11 уч.).