Американцы братья Райт совершили свой полёт в декабре 1903 года. Как считается, с того дня и
началась история авиации. Но первый в мире самолет был построен и испытан русским конструктором
А.Ф. Можайским на двадцать лет раньше.
А.Ф. Можайский родился 9 марта 1825 г. в семье потомственного моряка, окончил Морской кадетский
корпус в 1841 г. ходил по Балтийскому и Белому морям. В 1863 г. был уволен в отставку
в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны, но в 1879 г.
вновь зачислен на военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус.
В июле 1882 г. Можайскому присвоено звание генерал-майора. Позднее Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.
Над проектом летательного аппарата тяжелее воздуха Можайский работал с 1876 г.
Всё началось
с того, что он начал тщательно наблюдать за полётами птиц и воздушных змеев. Проведя большое
количество расчётов, исследований и экспериментов, в сентябре 1876 г. Можайский построил
первую летающую модель самолета. Его консультировали крупнейшие русские учёные. Можайский
открыл один из законов аэродинамики: для возможности полёта «существует некоторое отношение
между тяжестью, скоростью и величиной плоскости». Математически это позднее обосновал Н.Е.
Жуковский. После успешных полётов модели изобретатель приступил к разработке проекта
летательного аппарата в натуральную величину.
Работая над моделью самолета, Можайский пользовался собственными сбережениями, но сооружение
самолета в натуральную величину требовало значительных сумм, которых у конструктора не было.
В начале 1877 г. Можайский обратился к воздухоплавательной комиссии военного министерства с
просьбой выделить ему необходимые средства для дальнейших опытов. Для рассмотрения проекта
Можайского была образована особая комиссия, в состав которой вошли крупнейшие представители
русской науки и техники. Благодаря поддержке Д.И. Менделеева было решено отпустить изобретателю
3000 рублей на дальнейшие работы.
Можайский получил лишь часть обещанной суммы, но построил новую модель самолета. Весной 1878
года он обратился в Главное инженерное управление с просьбой выделить на строительство
аэроплана около 19 тысяч рублей. Комиссии были представлены подробные чертежи самолета,
расчёты и пояснительная записка. Самолёт, по замыслу Можайского, предназначался для
бомбардировки и разведывательных полётов. В состав комиссии входили иностранцы, комиссия
усомнилась в полезности проекта Можайского и отказала в выделении денег.
Можайский продолжил работать над своим аппаратом на деньги частных лиц, понимавших
значение этих опытов, и в 1881 г. запатентовал его. Это был патент (как его именовали,
привилегия) на первый в мире самолёт. Несколько раз Можайский обращался к правительству
с ходатайством о денежной помощи, но ему отказывали. И всё-таки летом 1882 г. аппарат был
готов к испытаниям. Испытания самолета Можайского проводились в условиях большой секретности
в Красном Селе под Петербургом 20 июля 1882 г. Самолет, набрав необходимую скорость, поднялся
в воздух, пролетел несколько секунд и сел, при этом было повреждено крыло.
Была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха.
Изобретение А.Ф. Можайского было объявлено военной тайной, но никакой помощи изобретатель
по-прежнему не получал. Над совершенствованием своего аппарата Можайский трудился до последних
дней.
После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял, разрушаясь, под открытым небом
в Красном Селе, а затем был перевезен в имение Можайских под Вологдой. Сарай, в котором
стоял самолет, сгорел, и машина-реликвия погибла в огне. Имя Можайского в царской России
было забыто, и только советские историки вспомнили о нём.
А.Ф. Можайский похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище (нужно пройти по Казанской
дорожке до её пересечения с Благовещенской и, стоя спиной к церкви, сделать 50 шагов вправо).