Театральный режиссёр, новатор театра, отчаянный экспериментатор.
Отношение к нему было неоднозначным, одни говорили, что он гений, другие не понимали и не
принимали то, что он делал в театре. В. Мейерхольд был без сомнения яркой, щедро одаренной
и очень неоднозначной личностью, если суммировать всё, что о нём писалось и говорилось. О его
постановках, по понятным причинам, судить не могу, а переписывать чужие восторги или не восторги
не хочется. Но
тот факт, что его имя до сих пор живет в театре - говорит, что его жизнь, идеи не канули в лету,
вызывают живой интерес не только как некие музейные экспонаты...
На мой взгляд, Вс. Мейерхольда, как и многих выдающихся
личностей, принявших "октябрьский переворот" на ура,
сгубила слепая вера в светлое завтра под кровавым руководством
большевистских вождей, которым они предложили свои услуги.
Когда же поняли, что, пойдя на
сотрудничество с новой властью, оказались
в дьявольской мясорубке, и им уготована, в лучшем случае, роль покорных подстилок, было уже
поздно. Оставалось только разорвать пулей в сердце (
Маяковский)
или пытаться подстроиться под
нужды коммунистической идеологии (как это безуспешно попытался сделать Мейерхольд) и ждать
визита чёрного воронка. Лучше бы Вс. Мейерхольд послушал совета великого русского актера
Михаила Чехова и не возвращался в Москву из заграничной поездки. Случилось то, о чём М. Чехов
его предупреждал - власть сгубила Вс. Мейерхольда. Сначала закрыли его театр,
а затем и самого художника расстреляли в одном из подвалов Лубянки 2 февраля 1940 года. В 1955
году Вс. Мейерхольда реабилитировали.
Прах Вс. Мейерхольда в братской могиле на Донском кладбище в Москве; на
Ваганьковском кладбище - где находится могила его жены,
Зинаиды Райх - кенотаф.
Д.