Главная страница Книга отзывов Ссылки на сайты близкой тематики Обо мне e-mail

Айги (Айхи) Геннадий Николаевич (1934-2006)

     Поэт. Один из лидеров советского авангардного искусства 1960-1970-х годов. По национальности чуваш. Писал на чувашском, русском, французском языках. Народный поэт Чувашии (1994). Внёс огромный вклад в популяризацию чувашской поэзии и чувашской культуры в мире. Стихи Геннадия Айги (Айхи) переведены на многие языки мира. В России до 1991 г. не печатался. Книги: "Зимние кутежи" (1968, издана во Франции); "Начала полян" (1971, издана в Германии); "Стихи 1954-1971" (1975, издана в Германии); "Отмеченная зима" (1981, издана во Франции); "Здесь" (1991); "Теперь всегда снега" (1992); "Свечи во мгле и несколько песенок" (1992); "Слово-ворона" (1998) и др. Стихи Г. Айги вошли в "Антологию русского верлибра" (1991), публиковались в периодических изданиях. Г.Н. Айги лауреат премии Андрея Белого (1987), Пастернаковской премии (2000, первый лауреат), премии Французской Академии (1972), премии имени Петрарки (1993). Командор Ордена литературы и искусства (1998). Отец скрипача и композитора Алексея Айги.
      Скончался Г.Н. Айги 21 февраля 2006 года в Москве, похоронен на кладбище деревни Шаймурзино в Батыревском районе Чувашии.

 фото Николая Назарова, 20.08.2012 г.
фото Николая Назарова, 20.08.2012 г.

фото Николая Назарова, 20.08.2012 г.


Cтихи Геннадия Айги



     ОТЪЕЗД

Забудутся ссоры,
отъезды, письма.

Мы умрем, и останется
тоска людей
по еле чувствуемому следу
какой-то волны, ушедшей
из их снов, из их слуха,
из их усталости.

По следу того,
что когда-то называлось
нами.

И зачем обижаться
на жизнь, на людей, на тебя, на себя,
когда уйдем
от людей мы вместе,
одной волной,

когда не снега и не рельсы, а музыка
будет мерить пространство
между нашими
могилами.




      ОТМЕЧЕННАЯ ЗИМА

белым и светлым вторым
страна отдыхала

причиной была темнота за столом
и ради себя тишину создавая
дарила не ведая где и кому

и бог приближался к своему бытию
и уже разрешал нам касаться
загадок своих

и изредка шутя
возвращал нам жизнь
чуть-чуть холодную

и понятную заново




       ЛЮБИМОЕ

Бледное лицо —
золотая кожура тишины!

Где-то движутся сны
налегке,
и нет ничего,
кроме заигрывания бога
с самим собой
за этим его

прикрытием.

И — из этой игры
дочеловеческих начал
мне остается
познанье тоски.




         ПОЛЕ: КОЛОСИТСЯ РОЖЬ

а ширящийся — ты
и вдруг блеснет
щемя царапиной девичьей
во ржи: еще не становясь
(все чаще режет тонкий голосок
толчком божественного есть
у леса засиять!
почти невидим воздух-шелк
в проколах
(о душа)
слепящих



                АЛЬТ

                    Ф. Дружинину

птица черная здесь затерялась
о ясный монах галерей
и снега кусок как в награду звезда!

отрываясь от грифа
падают доски селений
здесь во дворе опустевшем давно

и дереву нравятся вывихи дерева
бархату шёлка куски

а струны ложились бы четче на книги
освещенные снегом на крыше
через окно




     ВСЁ ТАК ЖЕ С ТЕХ ПОР

посредником было окно слуховое
между душою и небом!

а окольное зрение без крапинок глаз!
тревожило детскую память
как золотистую женскую стенку
меж нами и миром

и тогда зафиксировались
беспамятством мысли
в лете четвертом увиденные
тени ладоней
заовражных существ




         ВЕСТЬ С ЮГА

мучает золото сон завершая
слабо присутствуя днем
и где-то основой таится лицо
свободное с ясностью санной

издали стати моей достигающее
тревожа до света на коже

уместное прятать глазами
море и флаги чужие
узкою черною влагой
сливая их с сердцем

осторожно присутствие в памяти
идеи-колес-вдоль-кустарников-выжженных
вкривь выявляет виски —

о словно при крови и золоте
это я вижу во сне
раненой стенкой лица! —

и касаясь как ран подсолнухов
утешение шепчется в платье и в волосы
светом на горы натянутым

как алебастром вечерним и робким
в узоры Грааля



          САД — ГРУСТЬ

это
(быть может)
ветер
клонит — такое лёгкое
(для смерти)
сердце




        К ПОЯВЛЕНИЮ СНЕГА

снова
он здесь
возвращаясь со дна
тихой поправкою
звуков на ветках

долго

(словно не день
а уже
без селений без города
без говорящих)

будто входящий
(всё ближе)
опять на стене на бумагах
над окраскою печки — он с детства разбросанный он
отобранный и возвращаемый
во тьме через тихое поле пугавший

белым знакомым лицом




          ЗИМНИЙ КУТЕЖ

а пить — как будто в Лете спать:

с лицом чужим
как бы натянутым:

над местом не-вещественным
опасным

и озаряться в той реке
огнем незримым тьмы

ты там мой друг
в беспамятстве сказавший:

«как жить? да шкурой на базаре торговать
своею

золотой»



          БЕЗ НАЗВАНИЯ

теперь среди ромашек ветр такой
"когда свою судьбу
впервые я не чувствую":

– настолько воздух – весь – из этого сознанья! –

так держится сама собой
болезнь покинутости – чем-то странно-легкая –

немного пребывая
средь лепестков дрожащей красотой




          СОН-РАСПАД

а спящая она не просыпаясь 
стреляет - головами и руками 
своих обрывков - виде сыновей 
о сон - распад - раскалыванье:
на числа мертвых . . .-
и ей - огромной - с лоном дремлющим
есть время долгое - не просыпаться:
- я в нем сотрусь другой возникнет: длить!-
а шевеленья музыка огромна:
а зреет вдаль и вширь а подготавливается 
ее пустою мощью 
сверхсильное в дурмане место:
/из я-обломков - тишина/- где будет - нечему очнуться



Страница создана 26 мая 2009 г. (1891)  

      © Идея сайта, дизайн, разработка, фотографии московских захоронений - Двамал